4x4 туризм - Клуб


Клуб любителей внедорожных путешествий.
search must be here
Репортажи :: Экспедиции :: Экспедиция к Аральскому Морю "Устюрт 2004"

Новости

Репортажи

Календарь

Статьи

Подготовка

Маршруты

О Клубе

Ссылки

Counters must be here
Экспедиция к Аральскому Морю "Устюрт 2004"







Время с 2004-05-01 по 2004-05-11.

Маршрут Москва -Волжск -Гурьев (Атырау) -Бейнеу - Бозой....Москва

маршрут рассчитан на 11 дней. Есть возможность посетить ещё несколько интересных мест, но это займёт ещё время.

Наиболее инересные и красивые места - побережье Арала...
Наиболее сложное и опасное место Бейнеу-Бозой - 400 км пустыни...


Трек

Карта

Регламент

Заявки

Результаты



Отчеты
АВТОНОМНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В УЗБЕКИСТАН И КАЗАХСТАН (АРАЛЬСКОЕ МОРЕ) ЗАВЕРШИЛОС автор Pavel
АВТОМОБИЛЬ: УАЗ-31512

ЭКИПАЖ: НАЙМУШИН ИВАН, ГОРБАЧ ПАВЕЛ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 02.05.04 - 15.05.04

ПРОЙД. РАСТ.: 6000 КМ



ОТЧЕТ И ФОТКИ ЗДЕСЬ

Устюрт 2004 автор Фороcен©о
Экспедиция на Арал «Устюрт 2004».

Хотелось увидеть на майские чего-то особенного и чтоб тепло… Аральское море.

1-11 Мая 2004. Пробег 5400 км.

Маршрут: Москва – Волгоград – Ахтубинск – Атырау – Кульсары – Бейнеу – Туруш – Арал – Бозой – Северный Чинк Устюрта – Чинк Донызтау – Кульсары –Атырау – г.Б. Богдо – Волгоград – Москва.

Четыре машины: Дефендер (Павел, Евгения, я), Патрол (Евгений, Ксюха, Паша), Дискавери (Андрей, Катя, Евгенич), Паджеро (Виталий, Света). Ещё Нива и Шеви Нива должны были присоединиться в пути.



С запозданием стартовали из Москвы часов в восемь утра. В первый же день выбились из графика. Ночевку устроили почти в сотне километров до Волгограда.

На утро, не проехав и пятидесяти километров, случилась поломка Паджеры – порвался патрубок – мотор сильно перегрелся. В Волгограде оставили машину в сервисе, предполагалось, что если удастся быстро устранить неполадки (трещина в ГБЦ), то экипаж Паджеро нас догонит в пути.

Ремонт занял несколько дней и экипаж вынужден был сменить Аральское море на Чёрное.

За второй день не только не удалось нагнать график, а напротив – отставание увеличилось и составило 200 км. Ночевку устроили на берегу Ахтубы, близ Михайловки. Всю ночь вода поднималась, были некоторые опасения проснуться в мокрых палатках, но всё обошлось.

С отставанием в два дня нас пустился догонять из Москвы Павел с Иваном на УАЗе.

Третий день пути. Граница отняла почти пять часов! Ошибкой было проходить границу группой – оказалось что для групп оформление сложнее… Какие-то документы пришлось переправлять, потом машины заставили польностью разгружать для осмотра.

Для преодоления границы надо: Оформить миграционные карты (группе -300р), заполнить декларации, оформить обязательство не продажи машины (100 руб/машина), оформить страховку (300руб/машина), получить разрешение СЭС (группе 100 руб). Если всё правильно делать, легко уложиться за час.

Казахстан встречал нас очень недружественно, хотя и отношение персонала было вроде добрым, идиотские формальности, затянувшиеся на долгие часы всех нас сильно разозлили.

В какой-то момент нам так стало тоскливо (наверно тут с каждым гаишником будут такие же процессы), что возникает иррациональное желание вернуться на родину.

Забегая вперёд замечу, что далее проблем никаких не было вообще. И официальные лица и народ встречали нас дружелюбно.

В Казахстане сразу же шокирует состояние дорог. Складывается ощущение, что их долго бомбили. Иногда попадаются ямы, в которых исчезает впередиидущая машина!

Ночью по этим дорогам точно ездить не надо! Большинство дорог имеет объезд по степи – пыльно, но существенно ровнее! Примерно половина заправок и почти все шайханы (столовые) принимают рубли, но лучше сразу, на границе запастись некоторой суммой тенге курс 4,5.

Заночевали на подступах к Атырау.

На четвёртый день пути мы прошли сквозь Ворота «Европа-Азия», что находятся у моста через р. Урал в Атырау. В Доссоре свернули с основной автодороги к Бейнеу.

Почти засветло поставили лагерь. Это был самый неудачный лагерь – почти на дороге.

Чтоб нагнать график, ложимся спать рано. Подъём ещё в темноте, в половине пятого (уже и не помню по какому времени, кажется мы всё время жили по московскому), собираемся и трогаемся в путь в предрассветных сумерках.

Местами дорога асфальтированная местами гравийная, та что гравийная так себе, но всё же лучше чем асфальтированная. В Опорном мы незаметно для себя промахнулись мимо основной дороги и поехали к Бейнеу слева от железной дороги, в то время как «шоссе» идёт справа.

Песчаные и глиняные дороги были ничуть не хуже чем официальная дорога, нам даже показалось что стало лучше…

Однако на одном из очередных трамплинов Дискавери так хорошо прыгнул, что оторвался багажник установленный на крыше. Пока экипаж чинил багажник мы отыскали нужную дорогу и зашли в столовую. Это была самая колоритная столовая.

При входе висело объявление на двух языках о необходимости снять обувь, хотя глядя на старенький ленолиум этого совершенно делать не хотелось. Странный диалог получился с хозяйкой: - Что есть? - Борщ, Гуляш, Яичница.

- А из скольких яиц яичница? - Борщ, Гуляш, Яичница. Это видимо единственное что она хорошо знала по-русски… Как то с трудом объяснились…


В Бенеу посетили настоящий восточный базар. Кто-то прикупил местные продукты – сыр и кефир из верблюжьего молока… в последствии не все рискнули это пробовать.

Последнее яркое впечатление от Бейнеу – «космические» пейзажи пригорода, густо «украшенные» полиэтиленовыми пакетами… пакеты зацепившиеся за колючки как-то даже не казались столь уж не естественными, как это обычно бывает. Даже наоборот казалось, что это плантации по выращиванию пакетов.


Немного отъехав от города, завидев край плато, устремляемся к нему. Кругом равнина, а перед нами скалы сорокаметровой высоты. Поднимаемся и дальше опять равнина. Плато понимаешь!

Дальше на 300 км голая степь, населенных пунктов больше не будет, впереди только море.

Ориентироваться становится крайне тяжело. Недаром пограничник сказал: «да вы там дорогу всё равно не найдете, приезжали тут с GPS-ами и всё равно заблудились».

Кроме GPS у нас были компьютеры и карты в них, согласовывалось всё специальной программой.

«Здесь куда?» в очередной раз спрашивает Павел.
Перекрёстка нет в карте. По накатанной, привычно отвечаю. А какая накатанная? Столь же привычно спрашивает Павел. Вглядываюсь в дорогу, потом пытаюсь в дали разглядеть её примерное направление… «По этой!» тыкаю пальцем, почти наугад...

Случающиеся навигационные ошибки были не очень сильными и почти всегда легко корректировались. Либо мы выходили на параллельную дорогу, либо по мало заметным колеям возвращались обратно, на нужную дорогу, особо не петляя, а иногда даже срезая.

Однозначный вывод, который сделал почти сразу – GPS и Карты по отдельности тут не помогут. ОзиЭксплорер или другая программа для привязки растровых карт тут просто необходима!

Как ни странно родные карты гармина (с диска WorldMap) оказались достаточно точными, но определить по ним правильную дорогу было не возможно: нам нужно было видеть болота (чтоб не возвращаться лишний раз назад) и рельеф (чтоб выбрать наиболее интересную дорогу, рядом со скалами), а этого в векторных картах не было. Ну и, конечно, чётко определить перекрёсток на векторных картах невозможно…

Если в таких местах использовать «голый» (без Ози) GPS, то обязательно надо иметь трэки или контрольные точки, иначе придётся ехать по целинной степи, изредка выскакивая на попутные дороги, это мы проходили год назад в астраханских степях, когда было лень доставать компьютер…

Зато с технической точки зрения проблем с навигацией не было. GPS всегда принимал достаточное количество спутников. Привычных для лесов средней полосы проблем (то ждём спутников, то прибор нас уводит на пару километров в другую сторону) не было ни разу.

Уже через пару километров наткнулись на первую достопримечательность - Мовзалей. Могила высотой почти с двух этажный дом огороженная заборчиком… памятник истории и культуры…

Дорога идёт вдоль невысокого хребта и очень однообразна. Иногда попадаются нежилые или совсем чахлые кошары – уединённые поселения животноводов. Существенным развлечением для нас стало пересечение «хребта», вдоль которого мы ехали.

Холмистый рельеф и песчаные дороги с крутыми иногда почти непроходимыми подъёмчиками. Впрочем, пользоваться верёвкой пришлось всего пару раз – обычно назад с подъёма машины съезжали сами, и со второй-третей попытки заезжали. Потом опять скучная, надоевшая степь.

Несколько километров мы едем вдоль большого солончака, сворачиваем к берегу. Грунт коварен, но мы подъезжаем почти к соли. Наслаждаемся видом ледяного-белого озера и дальше в путь, в степи.
На ночевку стали устраиваться в сумерках. «Оазис» с высокими кустами, столь редкими в этих местах.

Под случайно отодвинутым камнем обнаружили нескольких скорпионов, подняли ещё несколько камней и досок – кругом скорпионы! Скорее уезжаем туда, где нет растительности.
Опять ранний старт. Привычными степями с привычными навигационными трудностями выезжаем на границу Казахстана и Узбекистана.

Дорога хорошо накатана и других хороших дорог ни в картах ни в космоснимках, ни на местности не обнаруживаем. Въезжаем в Узбекистан. Граница никак не обозначена, определяем её только по картам. В скоре вдали показалось строение.

Долго рассматриваем в бинокль: непонятно. Все без исключения члены команды категорически против прохождения границы: «Если на нашей границе всё было так плохо, то тут будут ещё большие проблемы! Не хотим в Узбекистан!».

По целинной степи, иногда по еле заметным колеям идём на север, на территорию Казахстана.
Подходящих дорог так и не попалось (все шли с севера на юг, вдоль моря, а нам надо было на восток к морю, к мысу на границе Казахстана и Узбекистана) и 30 километров мы едем по степи без дорог.

Препятствиями на нашем пути вставали болотца, поперечные дороги с глубоченными «Ураловскими» колеями и отвалы газопроводов. Море – цель нашей поездки где-то рядом, но его всё ещё не видно.

После долгой, иногда однообразно скучной дороги скорее хочется увидеть Море. Пилоты и штурманы начинают нервничать – все хотят моря! За несколько километров до берега каждая машина пошла своим путём. Каждый экипаж хочет перехитрить других и выйте к морю первым, кротчайшей дорогой.

Приборы показывают, что море совсем рядом. Нет никаких признаков изменения ландшафта, только небольшие облака впереди подсказывают, что пустыня заканчивается.

Вдруг, ожидаемое, но всё равно неожиданно появляется ОНО – МОРЕ. Плато обрывается вертикальной, стопятидесятиметровой пропастью и мы оказываемся перед великолепнейшими видами моря, берега, обрывов плато…

В течение получаса вся команда прибывает в состоянии невменяемого восторга.
Километров сорок мы едем вдоль обрыва плато на Север. Часто останавливаемся, ландшафт очень разнообразен, хочется рассмотреть всё.

Аральское море всё ещё существует. Потери воды с этого брега заметны меньше всего, ибо этот берег крутой, с большими глубинами.

Если восточный берег отступил на километры и десятки километров, то западный всего лишь на километр. Наконец нашли спуск. Глинистый и очень крутой, а на небе начинают собираться дождевые облака… Да бог с ним с подъёмом, вон тут телеграфные столбы – подлебедимся!

Дно отступившего моря. Совершенно не реальные пейзажи. Расстояния, скрадывавшиеся в пространстве вида сверху, теперь стали понятны – от края стены плато до воды не пара сотен метров, а пара километров!

Увлекательнейшая езда по дну моря, окружающие виды, вновь загипнотизировали участников и непонятно зачем, незаметно мы проехали по дну обратно до самой границы с Узбекистаном, туда, где выехали к краю плато. В результате получилось лишних 70 километров (35 туда и 35 обратно) по бездорожью.

Утро. Пагода балует. Первый тёплый день, дождя нет. Странным было оказаться в пустыне и несколько дней мёрзнуть и мокнуть под пусть и не продолжительными дождями.

В Москве, на вопрос что брать в пустыню, первое, что нам отвечали более опытные товарищи – «тёплые вещи».

Было смешно, хотя все понимали, что из-за резкой перемены влажности и температуры ночью в пустыне бывает холодно…

Но кто бы мог подумать, что холодно будет и днём и ночью, а дожди будут идти так часто! Вот вам и пустыня!

Утро. Впервые, за путешествие укладываю палатку сухой.
Море очень спокойно. Песок у воды очень странный.

Если на одном месте несколько раз перемяться с ноги на ногу, то образовывался пузырь - поверхность песка в радиусе метра начинала колыхаться как трясина на болоте.

По песчаному дну временами разгоняемся до восьмидесяти. Песок всё же держит и не даёт разогнаться выше третьей передачи.

На подступах к Бозою начинается настоящее бездорожье. Лужи глина и песок. Проходим всё без особых напрягов, даже напрямик, хотя по следам «Уралов» видно, что бывает тут очень тяжело.

Едва показался поселок, на перехват нам рванул УАЗ. Местные не то пограничники, не то таможенники, не то полиция… проверили документы, удивились, что приехали мы не из Узбекистана, а из Бейнеу.

Наша колонна проезжая у школы вызвала ажиотаж среди детей. Огромной толпой дети устремились к нам… Испугавшись того, что машины будут разобраны на сувениры скорее уезжаем.

На заправках топливо продают из бочек и канистр. Мы скупили всю имевшуюся солярку.

В местной администрации зарегистрировались, ибо находится в Казахстане без регистрации более пяти суток запрещено. Стоимость регистрации – три доллара с человека.

С регистрацией есть некоторый подвох. Мы были проездом и зарегистрировались текущим днём – сегодня приехали – сегодня уехали.

Нам сказали, что теперь мы можем находиться на территории Казахстана ещё семь дней. Однако пограничник, когда мы покидали Казахстан сказал, что период нашего пребывания просрочен…

Думаю это была придирка и если б сроки стояли с запасом он бы потребовал ехать обратно «выписываться».

Снова степи. Теперь нам предстоит пройти степями более длинный маршрут. Выйти мы должны сразу в Кульсары.

За остаток дня мы преодолеваем несколько небольших болотц. Всю дорогу идут глубокие сухие колеи – машины цепляют редукторами. Едем со скоростью 40 км/час. Разнообразие в привычный степной пейзаж внёс небольшой скоростной участок с «американскими горками».

Трамплин, поворот, трамплин… на скорости 80 машина с трудом вписывается в поворот и с отрывом колёс перелетает очередной холм.

К вечеру мы добрались до Северного чинка Устюрта, вид которого был великолепен. Ставить палатки с видом на уходящие до горизонта скалы и глиняные холмы было одно удовольствие.

Раннее утро. В лучах рассвета спускаемся с плато вниз. Теперь величественные края плато вокруг нас. Караван движется вдоль глубокого оврага с вертикальными стенами, промытого небольшой речушкой. Древняя дорога в боле мене пологом месте пересекает овраг и мы оказываемся на совершенно ровной долине.

Края плато – Чинк где-то позади. Ровная, как аэродром дорог плавно, незаметно уходит ниже, сперва становится сыровато, начинают появляться лужи, и заболоченные участки.

Пейзаж становится однообразным. Всё стоп! Надо разворачиваться поедем по карю чинка! Возвращаемся к месту ночлега, и далее продолжаем путь по краю Северного Чинка Устюрта.

В основном дорога всё равно однообразна - степь. Периодически дорога приближается к очередному разлому плато и чинк можно наблюдать во всей его красе.

Вблизи одного из таких разломов, там где когда-то был населенный пункт Устюрт обнаружили древнее кладбище. Могилы были совсем не такими как мы встречали в этих местах…

На некоторых плитах хорошо различалась арабская вязь и какие-то символы…

Прежние навигационные трудности. Стало ещё труднее ориентироваться так как накатанные дороги больше не попадаются и понять которая дорога предпочтительнее становится невозможно.

Случается что дорога просто исчезает… возвращаемся до ближайшего перекрёстка и пробуем следующую.

Иногда едем просто по курсу, все же стараясь избегать такого приёма исправления навигационных ошибок. Несколько развилок и дорога, как река собравшая ручьи становится широкой, хорошо различимой.

Останавливаемся на краю плато, Это кажется уже не северный Чинк, а Чинк Донызтау. Дорога разветвляется: На лево и направо вдоль чинка и прямо, вниз. По картам прямо есть дорога, но идёт она через большой солончак. Некоторое время совещаемся. Очень не хочется зря проехать по колдобистому, опасному серпантину и ещё и обратно.

Кажется по дороге кто-то относительно недавно ездил – значит проезд есть!

Спускаемся в долину, по картам мы уже на дне солончака, но солончака нет, нет и соли… видно, что в распутицу тут тяжелейшее бездорожье, но сейчас почти вся дорога твёрдая за исключением нескольких луж.

В какой-то момент пейзаж резко меняется. Начинают попадаться на глаза утки. Трава становится большой, ярко зеленой. Это оазис - Озеро и несколько артезианских скважин. Цапли, утки, да ещё бог знает какие…
Из скважины вырываются брызги воды. Все участники экспедиции, как малые дети бросились в воду…

Такыр. Последнее впечатление от Устюрта. Белая как снег глина, ровная как лёд застывшего озера. Площадь более чем в десять квадратных километров с изредка торчащими кустиками травки. Скорость 110, кажется на капот можно поставить стакан полный воды и он не расплещется! Ровно, очень ровно.

…Граница. Знакомые. С досадой, даже со злобой общаемся с пограничниками – припоминаем дорогу туда…

В этот раз всё проще. Поняв, что мы злы пограничники не обижаются, даже как-то по доброму относятся и вскоре ворота к парому распахиваются.

Россия. Наши пограничники встречают весело… шутят: отдавая паспорт после проверки: «Оля ешь больше хлеба!», - «Я не Оля, я Женя!», - «А-ааа, всё равно ешь!».

….Вдруг выяснилось, что кто-то из команды не был на Баскунчаке, а те, кто был не прочь побывать там ещё раз. В Верблюжьем пресекаем железную дорогу и по степным дорогам напрямки идём к Большому Богдо.

По пути проезжаем Поселок с оправдывающим названием Зеленый. Говорят, когда-то один упрямый агроном решил устроить сад среди пустыни. Это ему удалось. На огромной площади среди степей растут разных сортов деревья. Рукотворный лес, сады.

Теперь подъезды к Горе и озеру строго охраняются и даже со стороны степи мы наткнулись на кордон. Заповедник теперь более тщательно охраняется и к воде нам разрешили подъехать только в одном месте, пояснив, что и сюда доступ уже закрыт.

На выезде из заповедника мы увидели палаточный городок туристов, даже пешим не разрешили ставить лагерь на территории заповедника.
Выехали на асфальтированную дорогу с пугающими табличками «Внимание! Возможны карстовые провалы».

Дальше только асфальт, Москва и никаких приключений.


Андрей Форосенко © 2004. материал публиковался в Журнале «За Рулём»

Северный ЧинкПо пляжуМоре ЕСТЬ!Северный Чинк

  

Отчеты, Рассказы участников
0000-00-00 АВТОНОМНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В УЗБЕКИСТАН И КАЗАХСТАН (АРАЛЬСКОЕ МОРЕ) ЗАВЕРШИЛОС автор Pavel
2006-07-16 Устюрт 2004 автор Фороcен©о

Фотоотчеты



Конференция



Реклама

Extreme Tyre : Интернет - гипермаркет внедорожных шин и дисков



Место для вашей рекламы.
   расценки на размещение.


VVV.RU  Rambler's Top100