| |||||||||||||||||||
Бесов Нос 2008 Полная версия!
Сообщений: 13
• Страница 1 из 1
Бесов Нос 2008 Полная версия!Краткая версия была опубликована в сентябрьском "Полном Приводе 4х4".
Теперь полная версия! (много букф могет кто осилит? ;-) 11-15 Июня 2008. Карелия. Онега. Пудожегорский район. фотки похода >>> Ставший за последние несколько лет маршрут по Карелии и Вологодчине «Муромский монастырь – Бесов Нос» культовым рано или поздно должен был предстать перед беспокойными джиперами в новом обличии. А именно нужно было проложить кротчайший путь между достопримечательностями. В итоге мы проложили даже два маршрута. Совершенно новых. Когда-то в 2003ем пробив для автотуристической общественности (тут и далее под «авто-» понимаю, конечно же, внедорожник) дорогу на Муромский и Бесов Нос мне и в голову не могло прийти что тем самым я положу начало новой эры для этих достопримечательностей. Плохо это или хорошо вопрос второй, но то что маршрут рано или поздно всё равно освоили бы любители оффроуда это факт! Большая часть автотуристов все же владельцы стандартных автомобилей и имеющие смутное представление о борьбе с экстремальным бездорожьем. Именно благодаря этому впечатления о маршруте как заноза впивается в сознание городского обывателя. Не понимают люди рассекающие по шоссе на стандартных «фронтерах» и «патриотах», почему, побывавшие в этих местах реальные джиперы, маршрут считают «асфальтом». А что есть «Асфальт» в понятии джипера? Опытные Любители оффроуда под понятием «асфальт» обычно понимают маршрут по бездорожью не содержащий существенных препятствий. Разумеется маршрут этот преодолевался на подготовленном авто… Авто не главное в преодолении бездорожье. Как говорят, опять таки джиперы – «трофи это тебе не шахматы! Тут думать надо!». Бывает так что маршрут весьма сложен – и броды и колеи и лужи и грязь… но опытный джипер на маршруте застревает один-два раза и быстро, воспользовавшись лебёдкой вылезает. Конечно же в разговоре с другим джипером никак нельзя ударить в грязь и маршрут провозглашается совершенно проезжим – «асфальт». В крайнем случае наш друг джипер скажет – ну разок «подлебедился» и то по глупости… Термин «подлебедился», кстати, ту должен пониматься как «машина проехал сама, но вот какие то 10 сантиметров пришось тянуться». Конечно же это было не 10 сантиметров а 3 метра… Что то меня понесло далеко от темы… ибо читающий эти строки и так всё понимает! Не просто так я отвлёкся! В этот раз на Бесов Нос рвалось множество джиперов. И если экипажи из нашей компании проезжали маршрут за час то питерские «патриоты» рубились 16! Собственно я о том что маршрут к Муромскому и Бесову Носу остаётся консервативным, то есть самым простым. Так пробитая нами дорога через Муромское болото до сих пор остаётся не приступной для джиперского народа. А мы то уже дважды этот маршрут прошли! Не понимаю что так вяло осваивается это направление? Вот и теперь пробито два новых маршрута, но приходится сомневаться что кроме нас по ним кто будет ездить. Это я к тому что всё же мы далеко не последние джиперы… скорее наоборот и не стоит скромничать! Чё там – мы, как всегда, лучшие! 800 км асфальта позади. Фирменная АЗС в Вытегре для нас не по дороге, приходится делать крюк. Так как дорога проходит через шлюз на котором шлюзуются баржи вид этот будет неплохой компенсацией потерянного времени. Кроме того по дороге к АЗС вы обязательно наткнётесь на указатель к музею-подлокде. Я же не упомянул о Фропонтове и Кириллове это 100 км за Вологдой, теперь 200 км назад! Тем кто там не был представится отличная возможность заглянуть по пути! Но наша цель Муромский Монастырь! Не через Октябрьский с севера, а через Опарино, с юга, мой экипаж выходит на лесовозку, которая выводит нас к Кукурецкому болоту. Мост и гать когда-то построенные через болото и само болото представляет большой интерес! Каскады глубоких и чистых луж, песок и огромные стволы вывалившиеся из гати… причудливые сосенки и цветущая белянка… Всё это в сумерках белой ночи, в ожидании и при запахе Онеги! Болото перешло в сосновый лес и почти сразу за лесом показались проблески – Онега! Песчаная дорога поднимается на береговой бугор и крутым спуском упирается в воду… Дальше докуда хватает глаз море и пляж. Штиль. Широкий пляж на котором совсем мало топляка (наверно все пошло на дрова) не сложен для проезда. Песок влажный, тяжелый после дождя и машина почти катится по нему. Временами берег всё же перегорожен брёвнами и приходится делать не большие объезды по воде. Впадающие ручьи так же необходимо объезжать по воде озера. Немного дальше чем было условлено разбит лагерь и большинство экипажей участников уже на месте. Передохнув с дороги караван отправляется на первое испытание. Строго говоря первым испытанием была дорога до лагеря, но это была «не официальная» часть. Для нашего экипажа эта «неофициальная» дорога принесла и первое лебежение! Заезд через Опарино имел срезку через заболоченный луг. Тут то мы и намотали на барабан новый синтетический трос (Плазма 11мм), который я решил поставить как только сумел изменить оригинальную конструкцию направляющих роликов механической лебёдки Мицубиси и установить чугунный клюз. Не смотря на то что лебеднуться пришлось самую малость уже тут прочувствовалась позитивная разница между синтетикой и стальным тросом. Чертовски приятная и удобная штука! Рандручей. В этом месте задерживаемся – и болотный ручей красив и место примечательное – граница Карелии и Вологодской области. Теперь мы в Карелии! По прежнему не сложный путь, по пляжу приводит к лесу. Дальше квази-прижим: пляж отсутствует, а в воде камни. Дорога через лесное болота хорошо накатана. Дно твердое и 33-их колес хватает чтоб не зависнуть в колее почти везде. Редкие не по просвету глубины обруливаю по бровкам… Выезд с короткого участка бездорожья выглядит угрожающе – машина глубоко погружается в воды дороги-реки и гоня перед собой волну уверенно идёт к суше. Дальше твёрдо и сухо. Раллийный участок не увеличивает скорость нашего движения – то и дело приходится останавливаться в красивых местах. В лучах заката здешний лес, который как правило все посещают в первой половине дня и Муромское озеро выглядят по новому. Краткая экскурсия по Муромскому монастырю и дальше по пляжу через километр в тупик. Муромка – наш Рубикон. Река соединяющая Онегу с Муромским озером и преграждающая нам путь дальше на север к Бесову Носу. Четырехметровая глубина русло реки не должна была меня остановить. Это третья попытка перейти Рубикон. На этот раз в качестве последней надежды были специально изготовленные поплавки на подобии надувных катамаранов. Основное ноухау этих баллонов состояло в системе подвязки автомобиля. Задача была поставлена следующая – катамаран должен надёжно и в тоже время быстро крепиться к автомобилю. Для въезда-выезда в воду у автомобиля должны оставаться свободными колеса. Почти месяц до поездки я продумывал конструкцию крепежа. И это не смотря на то что опыт плавания уже имелся! Году в 2001 ом со Штенцовым («Серго4х4») мы уже плавали по Москва-реке. Правда процесс подвязки и отвязки тогда занял больше часа… Время поджимало а конструктив плота-подвязки никак не сходился. Только за несколько дней до выезда из Москвы я окончательно определился с конструкцией. Достаточно быстро «поднять» воздухом поплавки удалось матрасным электронасосом, а докачку сделали лодочным пятилитровым насосом-лягушкой. Больше часа мне понадобилось чтобы воплотить идеи подвязки на реальной модели. Забегая вперёд замечу больше изменений в конструкцию вносить не пришлось и в таком виде понтон прибывал до тех пор пока его не разобрали. Не смотря на то что моя конструкция у многих участников породила множество споров и новых идей однозначно могу сказать: тот факт что с плотом не произошло ни одной аварии говорит о многом! Нагрузки для него были предельные. А это значит что любое усложнение привело бы непременно к нештатным ситуациям. Плот готов! Вещи и несколько людей переправляются на тот берег лодкой. Задом машина легко съезжает и «встаёт на воду». К работе приступают бурлаки. Машина причалила к крутому склону берега и не смогла въехать задом. Приходится отчаливать и причаливать мордой, в расчете на лебёдку. Выход машины на берег затянулся и вода в салоне достигла сидений. Изрядно напрягшись лебёдка с помощью колес вытащила машину с половиной куба воды в салоне на сушу. Теперь сомнений в том что я в серьез собираюсь пройти намеченный маршрут не осталось у самых упертых скептиков. В то же время последовать моим путём никто не захотел. К моменту моей переправы Жене в гидрокастюме удалось облазать прибрежные воды озера и найти длинный но не глубокий проезд. Поставили вешки. Дольше всего собирается с духом первый экипаж. Шутка ли! Нужно преодолеть несколько сотен метров водной преграды, вдали от берега. Второй, третий… и вот уже машины однозначно отнесенные к классу «стандарт», поддавшись аффекту ломанулись через воду. Данные маршрута опубликованные перед стартом мероприятия в меньшей степени интересовали «стандарт»… и это сыграло с ним злую шутку. Обнаружив стандартную паджеру, ниву, чирок и ТЛК80 на этом берегу Муромки, я и не мог помыслить что кто-то теперь вернётся назад. Это Рубикон - обратного пути нет! Теперь только вперёд! Традиционные рассказы местных о невозможности нашего проезда как обычно мы проигнорировали. Впрочем некоторая информация даже радовала: «До Чернореченского трактор в таком-то году перегоняли, а там дальше точно никак, да и Черную вы не перейдёте – 5 метров!» Настроение боевое. Природа продолжала радовать: песок, «море», солнце, сосны и синие небо… О дальнейшей дороге было ничего не известно. Всё что было возможно это изучить подробные но не слишком свежие карты. Гугль оказался не помощник – слишком плохое разрешение снимков этих мест. Пляж не долго был легко проходимым. Чем дальше тем чаще нам приходится съезжать в воду для объезда пеньков и коряг. На берегу с полуметровым уступом растут типичные для болота сосенки. Дно становится илисто-торфяным и дальнейший объезд коряг по воде уже не возможен – слишком часто машины садятся, приходится лебедиться. Незнание фундаментальных процессов может натолкнуть на мысль что онежское озеро было излишне зарегулировано* и в нем относительно недавно поднялся уровень воды. Береговая линия не успела местами полноценно сформироваться. Онега в этих местах напоминает молодое недоэволюционировавшее Рыбинское водохранилище по тектоническим причинам: южная часть онежского побережья хоть и медленно, но уходит под воду. Цветёт багульник*. Белый ковер и дурманящий запах… Первый раз я понял что вижу цветущий багульник ровно год назад. До этого мне казалось что он «цветёт тайно, как папоротник» (который на самом деле не цветёт). Скорее всего просто не обращал внимание… подумаешь белые цветочки. На берегу в болоте отыскиваем еле заметную колею от трактора. Болото боле мене сухое да и тут, рядом с берегом, не глубокое. Тяжело приходится идущим в хвосте – колеи продавливаются всё глубже и наполняются водой. Движение становится всё медленнее и медленнее. То по берегу дорога становится непролазной – упирается в канаву или ручей, то наоборот берег становится непроходимым… Тем не менее колонна все равно сильно растянулась и к Руданке, а это 10 км от Муромки, мы вышли двумя экипажами, с «Недоучками». Вскоре подтянулось ещё две машины, а по переговорам остальных можно было сделать выводы что ехать им ещё долго: «Паджерик опять сел…». Разбиваем промежуточный лагерь. Собственно говоря Руданка единственное место где можно было сделать привал. Река намыла много песка, образовавшего площадку переходящую в пляж достаточную для размещения и машин и палаток. Дальше опять начинался «прижим»… запарковать машину так чтоб выйти не замочив ноги невозможно. Подтягивается ещё две машины. Отставшим экипажам требуется помощь, но для этого хватало двух машин с лебёдками, Кто-то остался на Руданке, а несколько экипажей пошли дальше прокладывать путь. Застрявший хвост колонны по большому счёту тормозил лишь стандартный паджерик, на маленьких колесах. Остальные как то двигались… И Чирок и Восьмидесятка Ульянова и, тем более Семидесятка Лайтера. Отмечаю что с момента моего прохождения болото сильно изменилось и тому что народ копашился в колеях теперь не приходилось удивляться. Улал поставил на лебёдку Клюз и трос… До этого лебёдка была бутафорией. Казалось теперь дело пойдёт быстрее. Не тут то было! Неглубоко севший в колее паджерик никак не ехал… и толкали и хайджечили… Разумным казалось вытянуть его назад возрожденной лебёдкой Улал, что мы и попытались сделать. Новый синтетический трос Лирос ИксТиЭр 10мм натягивается до звенящего состояния и рвётся. Немая сцена. Ульянов смотрит на меня я на него, потом переключаемся на трос… Не понимаю как может порваться новый трос на 12 тонн! Жду от Улала кипежа – «ты чего мне за трос продал!». Но он всё ещё молчит. По идее мощности 12000-ой лебёдки не могло хватить для разрыва, не говоря уж о том что скорее должен был выдернуться паджерик! Дальнейшее спасение паджерика осуществляется по средствам хайджека и «такой-то матери». Чуть позже выяснится что он плотно засел на пне. Все же пень был косвенной причиной обрыва троса. Лебёдка в бампере восьмидесятки была становлена аля АРБ – основанием вперёд. Надо отметить что это хороший способ крепления лебёдки в этом случае полностью исключены поломки корпуса из-за скручивания установочной площадки… Но когда дело доходит до установки роликов или клюза начинаются проблемы – в стандартных роликах нужно просверлить дополнительные отверстия для крепления, так как крепить их приходится не на отдельных болтах а на болтах крепления корпуса лебёдки к бамперу, а они, разумеется, выше плоскости на которой должны быть ролики. Когда дело доходит до Клюза и Синтетики ситуация совсем плохая – у клюза не изменить место крепления, а внутренний край клюза имеет угол 90°. Это, как учили на уроках труда с точки зрения безопасности, «острый угол». Клюз закрепленный на верхних болтах лебёдки заставлял трос, наматывающийся через низ барабана, перегибаться под прямым углом… Под нагрузкой трос просто разрезало. Теперь единственным выходом было намотать трос через верх, в сторону размотки. Возможно что это чревато поломкой тормоза, но выбора всё равно не было. Мало по малу остатки колонны пробивались по болоту. В лесу стало сумеречно и казалось наступил вечер… на самом деле была глубокая ночь. Для большинства участников Руданка стала ночевочным лагерем. До утра участники не могли угомониться и долго обсуждали полученные за день впечатления. О Руданке. До нашего приезда она не впадала в озеро ибо была подпёрта дамбой пляжного песка намытой прибоем. Перепад составлял меньше метра… Беспокойные руки Евгенича схватились за лопату… Пятиметровый ручеёк шириной в штык лопаты быстро побежал в озеро. Уже через 15 минут стремительная река была шириной 5 метров! Из данных «радиоперехвата» стало известно что головная группа пройдя ещё 10 км достигла урочища Чернореченское. «Дальше дороги нет» - констатировали лидеры. Связь была не устойчивая и по обрывкам переговоров сложилось впечатление что места там совсем гиблые… Толи встали в болоте, толи вокруг болта… Поставив раскладушку вдоль костра, прямо на пляже я улегся спать. Ведь мою палатку увез на лодке Сузуковод (Адаменко)… кстати куда он делся? Вроде не проплывал, ни туда ни обратно! Интересно как он собирается обойтись без спальников и ковриков? В 9:00 экипажам было трудно проснуться. Многие участники раскачались только к 11 часам и из-за этого колонна снова растянулась. На сколько хватало глаз дальнейший путь пролегал по подводной косе. В результате штормов и прибоя в прибрежной зоне, в 20-30 метрах от берега образуется полоска мелководья которая выручает нас при маневрировании между корягами которые лежат на берегу и в воде, вблизи берега. Для того чтобы выйти на косу иногда приходится занырнуть по капот в воду. К сложности движения по ней ещё можно отнести не стабильность глубины – иногда она просто исчезает и приходится искать пути отступления. Для одинокого экипажа коса не оставляет право на ошибку ибо лебёдочного троса не хватит до прибрежных коряг. Едучи одной машиной я излишне осторожничаю. Передвижение происходит очень медленное. При наезде на камни и коряги такая тактика себя оправдывает – на скорости 2-3 км/ч машина просто останавливается и всегда выезжает назад. Солнце ещё не высоко и отбрасываемая лесом тень мешает разглядывать дно. Для лучшего просмотра дна иногда используется естественный перископ – волна. Машина сперва ускоряется а затем скорость чуть снижается так чтобы расстояние до обогнавшей волны которую сделал автомобиль было три метра. Теперь дно отлично видно на «экране» склона волны который находится почти под прямым углом ко мне. Накануне в подобных местах использовалась тактика «внешнего» штурмана. Стасик из экипажа «Недоучек» сидел на капоте и показывал мне пути объезда. Как бы медленно я не ехал отстающие экипажи всё равно меня не догоняли. В 2,5 км от Руданки я обнаружил заезд на берег который пропустили идущие впереди. После долгой езды по воде грунтовка воспринимается с большим энтузиазмом! Огибая избу дорога упирается в хорошо накатанную дорогу. Судя по всему это была единственная существовавшая сюда дорога и шла она из Красноборского. Поворачиваю на лево. Накатанность дороги вселяет оптимизм. Уже в паре сотен метров вижу указатель! «Стояновка». Поселение местных рыбаков. Накатанная дорога сворачивает к дому а прямо, обозначенная в карте дорога явно сходит на нет. При помощи местного рыбака ремонтируем мост. «Ну тут дорога метров 300 заросшая а дальше нормальная начинается» - поясняет рыбак. На самом же деле оказалось всё наоборот. Когда помимо растущих на дороге елок начали попадаться упавшие тополя пришлось развернуться и ехать обратно на берег. На воде по-прежнему был штиль, а солнце постепенно вставало всё выше и выше. Ехать стало легче. Позади на берегу показались малюсенькие движущиеся точки – это хвост колонны. Стандарту приходится трудно: то и дело машин подсаживаются на топляк. В ход идут лебёдки и бензопилы. Чем дальше тем шире становится пляж и вот уже я обнаруживаю местечко где можно остановиться. Пикник на обочине! Небольшой кусочек пляжа свободный от брёвен и воды позволяет сделать передышку. Не смотря на остановку догнать нас сумел только «раненый» джип. У автомобиля оторвался от кузова нижний рычаг передней подвески. В силу хорошей герметизации и столь же хорошей отмороженности пилота автомобиль быстро ехал по отмели. Не смущаясь глубины пилот уводил машину дальше от коряг и пользуясь убегающей волной для просмотра дня смело шел дальше: мне главное чтоб ровно и прямо, а вода - не вода всё равно! Безнадежно отставшим автомобилям я предлагаю воспользоваться дорогой которую нашел у Стояновки. Пять машин уходят на Красноборский и связь с ними становится всё хуже и хуже. По последним обрывкам переговоров стало ясно что дорога оказалось так же не проста… К 15:00 мы достигли заветной точки выхода на берег, которую первые экипажи прошли ещё в ночи. Таким образом получилось что за 5 часов мой экипаж одолел всего лишь 5,5 км! Конечно были разведки и стоянки… но всё же скорость маловата! Уже через десять минут мы достигли урочища Чернореченское*, где и располагался авангард нашей экспедиции. Из четырёх машин авангарда три были УАЗ и потому в лагере всё утро кипела работа по ремонту автомобилей. Кроме всего прочего оказалось что силы авангарда потрёпаны ночной борьбой с бездорожьем и готовых к дальнейшей прокладке дороги пока нет. Повторенная вчерашняя фраза «Дальше дорог нет, мы тут вчера всё исколесили» вызывает у меня сомнения. Навожу курсор в GPSе на дорогу по которой уже неоднократно приходилось заезжать на Бесов Нос и о которой точно известно что она есть – всего 300 метров! Правда за рекой. Местный рыбак рассказал что тут когда то была дорога и мост. Остатки гати на противоположной берегу хорошо выделяются на фоне болота аллеей берёз и сосен. Взяв две бензопилы и Бяшу – бекштурмана экипажа «Недоучек» отправляемся на разведку. Дальнейшее движение по обозначенной в карте дороге и просеке осуществляется с постоянной поддержкой бензопилами. Где-то дорога заросла несгибаемыми бампером деревьями, а где-то просто завалена. Забавным препятствием стали три толстых осины срубленные кем-то топором! Возможно это для зимнего подкорма лосей и зайцев: остатки обглоданной коры тому подтверждение. Пока мы прорубались и пропиливались нас догнали вяло собиравшиеся в лагере экипажи. В основном дорога совпадает к обозначенной в GPS но иногда приходится делать пешую разведку. Взяв ручную «Легенду» выхожу из машины и иду вперёд. Вот видно что пару сотен метров назад мы отклонились от дороги в навигаторе хотя развилок не было ни явных ни замаскированных. В этом месте приходится работать от противного – уходить вперёд и зигзагами искать старую колею. По обнаруженным колеям иду в сторону откуда мы ехали. Оказалось что выезд на эту дорогу совсем зарос и никак не определялся с нашей стороны, а по карте поворот был в нескольких десятках метрах от этого места. Утопшая гать в заболоченной канаве и подтапливаемый грунтовыми водами подъём: хорошее место для проверки возможностей наших лебёдок! Боле мене легко проезжает первая машина на Свамперах спущенных до 0,5. Остальные шли по колеям, да и боявшись разбортироваться почти не сдувались. Как и в прошлый раз дорога меняет направление относительно карты и растворяется в заболоченной низине. Пешая разведка по всем сторонам натыкается на свежие следы пребывания медведя и желающих продолжать поиск дороги становится меньше. До точки окончания маршрута меньше километра. Не может быть чтоб нельзя было пробраться! По азимуту доходим до берега Онеги в устье Черной – это финиш маршрута. Пешком то да, а как с машинами? Для того чтобы протащить тут машины придётся изрядно попотеть! Яркое солнце, ясное небо, водные просторы, пляжи… какой контраст после промозглого болота и дремучего леса! И в этот раз метод «от противного» даёт положительный результат. По старым, заросшим колеям мы выходим к автомобилям всего в 30метрах! Теперь остаётся распилить несколько брёвен и развернуть машины к этой колее. Весело машины выкатываются на пляж. Но вскоре восторг сменяется лёгким смятением. Информация местных о непроходимости Черной в брод подтверждается. Действительно глубина её пять метров, а песчаной отмели в Онеге нет. Возвращаться как, водится в таких случаях, никто не хочет! Теперь никаких компромиссов! Либо 50 метров «парома» либо долгая, многокилометровая дорога назад. Поплавки и лодка были перегнаны с Муромского по воде, и это было отдельное приключение. Сперва на лодке сломался мотор потом уключина… Машины выстраиваются на берегу. Скотчем заклеиваются все проемы, вещи на лодке переправляются на правый берег. Первой ныряет моя Паджеро. Как оказалось первый блин комом. Мою машину причалили к неудачному месту - слишком крутой уклон дна. Задние колеса были на берегу а сместившийся вес машины на перед притопил поплавки. Пока удалось наладить лебежение салон набрал немного воды. Машина въезжала между поплавков и закреплялась спереди и сзади к проушинам. Рама ложилась на ремни натянутые в середине понтона. Теперь оставалось подвесить поплавки на резинках чтоб поплавки не волочились по земле. Машина колесами въезжала и ныряла в реку и тут же подхватывалась тягой бурлаков на противоположном берегу. Всего минута и понтон причаливал к мелководью. Тут уже не опасаясь подтопления можно было спокойно отстегнуть понтон. Въезжать на берег даже с мелководья получается только на лебёдке. Далеко за полночь. Операция «переправа» заканчивается. Рюмка, эмоциональное обсуждение драматических моментов… Жареный онежский лосось и уха… Воскресное утро встречает непогодой. Это значит что духи Бесова Носа, «на котором всегда солнечно», напоминает нам о том что наше время истекло и нам пора домой. PS по итогам экспедиции ведётся проработка нового варианта понтона для преодоления значительных расстояний по воде. Имеющая конструкция имеет на мой взгляд недостаточный запас надёжности. В существующей конструкции используется водоизмещение самого автомобиля (объём кузова и колес) – это снижает нагрузку не только на понтон, но и на крепление тросов. Кроме того при частичном затоплении обеспечивается максимальная устойчивость «судна». Взамен существующим двум баллонам я предполагаю использовать четыре. Вторая пара, дублирующая, как запасной. Дополнительные материалы: - Урочище - Багульник - Бесов Нос, Петроглифы Онежские. - Муромский Монастырь. - Онежское озеро - Сейши Урочище в физической географии, одна из морфологических частей ландшафта географического, сопряжённая система фаций ландшафтных. У. формируются чаще всего на основе какой-либо формы рельефа (выпуклой или вогнутой, единой по генезису и возрасту), располагаются на однородном субстрате и объединяются общей направленностью физико-географических процессов. Примеры У. – моренный холм, верховой болотный массив, солончаковая впадина. В широком понимании У. – любая часть местности, отличная от остальных (например, лес среди поля). Багульник(Ledum), род вечнозелёных низкорослых кустарников семейства вересковых. Растут главным образом на торфяных болотах, в сырых лесах, тундрах и на гольцах. В России самый распространённый — Багульник болотный (L. palustre). Всё растение издаёт сильный одурманивающий запах. Настой Б. применяют с лечебными целями как отхаркивающее средство, а масляные вытяжки — наружно при лечении кожных заболеваний. Листья Б. болотного используются для борьбы с вредными насекомыми. В Вост. Сибири часто называемый багульником, багулом или маральником, — ветвистый кустарник высотой 0,5-2 м с опадающими на зиму листьями и крупными (2—3 см) сиренево-розовыми одиночными цветками на самом деле является Даурским Рододендроном (Rhododendron dahuricum). Бесов Нос, Петроглифы Онежские - приурочены к узкому поясу прибрежных выходов коренных кристаллических пород - гнейсов, гранитов и др. Гладкие, граничащие с водой пологие или почти горизонтальные участки береговых склонов и служили наскальными полотнами. Расположены в зоне средней тайги, на территории Водлинской низменности, на озерном берегу с серией нисходящих террас. Формирование их и очертаний береговой линии связаны с подъемом земной коры и изменениями уровня Онежского озера. По типу ландшафта данный район озерно-ледниковый, равнинный слабозаболоченный с преобладанием ели в растительности. В эпоху функционирования петроглифов природные условия отличались от современных; более того, они претерпевали заметные изменения - включая климат, структуру и динамику лесов, состав фауны, уровень водоемов. В период с VIII тыс. до н.э. палеогеограф Э.И.Девятова выделяла по меньшей мере 10 эпох увлажнения климата, чередующихся с более сухими и даже сильными засухами. В целом климат тогда был теплее, растительный и животный мир богаче. В среднем голоцене территория от южного Беломорья до южной части Онежского озера входила водну природно-климатическую зону, где колебания природных явлений развивались синхронно. протянувшиеся вдоль побережья почти на 20 км, и размещаются в основном на оконечности прибрежных мысов и мысков, изредка - на соседних островах на высоте от 0 до 2,5 м над водой. Более половины изображений сосредоточены на двух центральных, сильнее других выступающих в озеро мысах - Бесов Нос и Пери Нос. Онежские петроглифы включают 23 группы, в каждой такой группе от нескольких до нескольких десятков фигур, а в трех случаях - свыше 100. Многие открыты в ходе полевых работ в 60-80-е годы. В результате общее число изображений увеличилось более чем вдвое. Всего в на восточном побережье Онежского озера - около 1000 фигур. Все петроглифы выбиты, т.е. углублены в скальную поверхность точечными ударами камня, скорее всего, кварца. Глубина выбивки разная, от очень мелкой, поверхностной, до относительно глубокой и грубой. Но обычно она составляет 2-3 мм. На Онежском озере часто высечен лишь контур. Бывает, что часть фигуры контурная, а другая - силуэтная. Выбивка, особенно по всему силуэту, создает эффект полихромии благодаря контрасту естественной поверхности скалы и более светлого силуэта. Сильно разнится четкость линии контура - то очень ровной, то "рваной". Доминируют выбивки в профиль, использовались также проекции в фас и в плане. Лучше всего изображения рассматривались в косых лучах заходящего или восходящего солнца, усиливающих их рельефность. Размеры фигур варьируют от крошечных длиной в несколько сантиметров до очень больших величиной 2,5-4,1 м. Правда, таких "гигантских" изображений - единицы. Преобладают размеры от 15 до 60 см. Муромский монастырь расположен на мысу, выдающемся в Онежское озеро к югу от Бесова Носа: N61 29.077 E36 14.872 alt 39 Муромский монастырь возник на месте заброшенного первобытного поселения эпохи неолита. Речка Муромка, соединяющая озеро Муромское с Онежским озером, подмывает песчаные берега и иногда обнажает осколки сосудов из грубой серой глины. Муромский монастырь был основан монахом Лазарем ( умершим в 1391 г.). Он один из самых старых в Обонежье (так в старину называли места, расположенные вдоль Онежского озера). Муромский монастырь вошел в историю русской культуры не только благодаря Лазаревской церкви. С ним связаны незаурядные произведения древней письменности и живописи. Интересна уже сама легенда о его создании. Она рассказана в "Повести о Муромском острове" - литературном произведении, дошедшем до нас всего в нескольких экземплярах, переписанных от руки. Лазаревская церковь самый древний изо всех сохранившихся до наших дней памятников русского древнего зодчества. Построена она шестьсот лет назад и относится к простейшему типу клетских церквей. Судя по писцовым книгам 16-17 веков монастырь был вполне сложившимся комплексом, включающим две церкви: "Успения ... древяна клецки верх шатровый, ... церковь теплая с трапезой Иоанна Предтечи древяна клецки ...", рубленую шатровую колокольню, деревянные кельи и хозяйственные постройки. И во всех этих книгах упоминается находящаяся за монастырем "древяна клецки" Лазаревская церковь. После упразднения монастыря в 1867 году многие здания были уничтожены или потеряли свой первоначальный вид. Лишь Лазаревскую церковь, названную именем основателя монастыря, причисленного к лику святых, пощадили церковные власти. Ее поместили в своеобразный колпак внутри новой церкви. Местное предание говорит, что Лазаревская церковь была построена еще при жизни Лазаря, то есть до 1391 года, она невелика: около 9 метров в длину и 3.5 в ширину. В настоящее время церковь перенесена на остров Кижи Онежского озера. При подготовке экспедиции на Муромский Мыс была найдена и такая информация, наиболее раззадорившая джиперский аппетит. …расположен на восточном берегу Онежского озера, на узкой полоске земли шириной около километра, между двумя озерами - обширным Онежским и малым Муромским. С одного конца эта полоска ограничена протокою, соединяющей оба озера, с другой - к ней подходят топкие лесные болота, так что до обители можно добраться только водой. Когда-то на гати была дорога через болото, но со временем разрушилась. Пеший, может быть, с большим трудом еще проберется, но проехать здесь пока нет возможности. Это создает особую трудность для восстановления Муромского монастыря. Основан монастырь по особому чудному явлению новгородского епископа Василия после своей кончины преподобному. Святой архипастырь поручил устроить обитель византийскому монаху авве Лазарю, постриженцу Римской Высокогорской обители, избравшему настоящее место, как наиболее подходящее для сурового подвижничества. Преподобный Лазарь - грек родом из Константинополя, называемого в Древней Руси Цареградом, принял иночество от старца Афанасия Дискота, строителя ряда обителей. Затем восемь лет находился под духовным руководством кесарийского епископа Василия. В 1342 г. епископ Василий отправил прп. Лазаря, как знатока иконописи, с дарами к новгородскому святителю Василию, чтобы инок сделал для кесарийской епархии список с великой новгородской святыни - иконы Софии, Премудрости Божией и составил список новгородских церквей и монастырей. Встретив преподобного, новгородский святитель до земли поклонился гостю, благословил остаться в устроенном архиепископом монастыре. Десять лет служил прп. Лазарь свт. Василию и после его смерти пошел, как повелел ему духовный отец "в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего". Прп. Лазарь был старшим современником прп. Сергия Радонежского, он и земной путь свой завершил всего на год раньше, 21 марта 1391 года, в возрасте ста пяти лет. Преподобный понес много трудов, много претерпел от полудиких племен, обитавших в Прионежье, пока монастырь не утвердился оплотом Православия в суровом северном крае. При жизни основателя монастыря пришедшими из Киева иноками была возведена первая во всем Поморье церковь во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской на Богом показанном месте, где Лазарь видел "Жену светолепную, сияющую золотом, и благообразных мужей, поклоняющихся ей". Затем была срублена церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной. А маленькая церковь Воскрешения Лазаря, построенная в 1390 году и давшая жизнь монастырю, оказалась за пределами киновии, "на гробищах", т. е. на кладбище. Прп. Лазарь был погребен у алтаря поставленного им Предтеченского храма. Мощи преподобного пребывают под спудом в том месте и по сию пору. Над древней деревянной церковью во имя Воскрешения Лазаря около ста лет был поставлен деревянный храм большого размера, стены и кровля которого стали своего рода футляром, укрывающим монастырскую святыню. Служба в ней совершалась только один раз в год, в Лазареву субботу. В 1786 г. монастырь был обращен в женский, а в 1787 г. упразднен. Его восстановили в 1867 г. с назначением штата монашествующих из 7 человек без пособия от казны. При нем был учрежден дом для престарелых и убогих. Возрождение связано с именем богатого жертвователя, почетного гражданина Малокрошечного, внесшего 12 тыс. руб. В монастыре стояли каменные церкви во имя Успения Богородицы с двумя приделами: Рождества Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, построенная в 1866; Всех Святых, ветхая деревянная церковь Богоявления Господня, домовой храм свт. Николая, освященный в 1896, древняя церковь Воскрешения Лазаря; часовня во имя прп. Лазаря Муромского, в которой под спудом почивали мощи св. основателя; часовня во имя прп. Афанасия Муромского, бывшего игуменом монастыря в середине XV в. и наравне почитаемого с прп. Лазарем. В ней почивали его св. мощи, в обители хранились и его железные вериги. Монастырь окружала каменная ограда. Обитель владела 36 десятинами 1679 саженей пахотной земли. После установления советской власти в Карелии монастырское имущество было конфисковано, на территории монастыря проводились курсы сельхозинструкторов, жилые помещения отдали рабочим местного леспромхоза. В 1919 г. на месте обители была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. Постановление о ее закрытии было принято 30 августа 1930. После 1945 здесь располагался дом инвалидов, с середины 1960-х место запустело. Долгое время древняя церковь Воскрешения Лазаря была заброшена. Лишь в 1954 г. архитектор А.В. Ополовников произвел ее замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас (царские врата, деисусный чин) XVI в. В 1959 году церковь разобрали и увязанную в плотах перевезли в Кижи, где реставрировали по проекту архитектора Ополовникова. Храм стал "жемчужиной экспозиции" и попал в список музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России. Возрождение монастыря началось в январе 1991. К концу XX в. сохранились белокаменные стены Успенского собора, остов церкви Всех Святых, разрушенный братский корпус. В настоящее время восстановлены: братский корпус, в котором разместились зимняя церковь свт. Николая, трапезная, кельи. Защитная часовня над Лазаревской церковью перестроена в летний храм, отреставрирована колокольня. По-прежнему монастырь является местом строгой уединенной жизни. Адрес монастыря: 186306, Республика Карелия, Пудожский район, Карешевская волость п/о Гакугса. Онежское озеро, Онего, озеро на С.-З. Европейской части СССР, в Карельской АССР, Ленинградской и Вологодской областях РСФСР. Площадь 9,7 тыс. км2(без островов). Средняя глубина 30 м, наибольшая 120 м; объём воды при среднем уровне 292 км3.Расположено в тектонической котловине, значительно переработанной ледником в антропогене. Вытянуто с С.-З. на Ю.-В. почти на 250 км, наибольшая ширина 91,6 км.Высокие скалистые берега на С. и С.-З. сложены кристаллическими породами (граниты и гнейсы). Береговая линия сильно изрезана, узкие заливы (Петрозаводская, Кондопожская губы, Повенецкий залив и др.) глубоко вдаются в сушу. Берега на С. и Ю.-В. преимущественно низкие, нерасчленённые, сложены песками, реже глинами, часто заболочены и заливаются высокими водами. Рельеф дна северной и северо-западной части О. о. пересечённый, глубокие впадины (до 100 и даже 115 м) чередуются с небольшими по площади повышенными участками; на Ю. дно ровное с глубиной до 50 м. На О. о. насчитывается 1369 островов общей площадью 250 км2, значительные острова: Б. Климецкий, Б. Леликовский и др. В О. о. впадает 58 рек, главные из них — Шуя, Суна, Водла, Вытегра. Из озера вытекает р. Свирь. Сток из О. о. зарегулирован Верхне-Свирской ГЭС. Реки приносят до 74% приходной части водного баланса О. о. (15,6 км3 в год), 25% приходится на атмосферные осадки. 84% расходной части водного баланса приходится на сток из озера по р. Свирь (в среднем 17,6 км3 в год), 16% — на испарение с водной поверхности. Наивысшие уровни воды озера в июне — августе, низшие — в марте — апреле. Абсолютный размах колебаний уровня около 190 см (в течение года в среднем около 50 см).При сгонах и нагонах различие уровней северной и южной части О. о. достигает до 60—65 см. На озере наблюдаются сейши (вертикальные колебания воды http://www.ecosystema.ru/07referats/slovgeo/758.htm ). Для О. о. характерны различия в температурном режиме глубокой центральной части и мелководных прибрежий. Наибольшая температура воды у поверхности в открытой части в августе до 20—24 °С, в заливах до 24—27 °С, у придонных слоев воды от 2 до 2,5 °С зимой, до 4—6 °С летом. Замерзает в центральной части в середине января, в прибрежной части и в заливах — в конце ноября — декабре. В конце апреля вскрываются устья притоков, открытая часть озера — в мае. Прозрачность воды до 8—9 м, у берегов от 1—2 до 3—4 м.Вода пресная, с минерализацией 35 мг/л. В О. о. обитает 47 видов рыб, из которых 17 видов имеют промысловое значение (ряпушка, корюшка, судак, налим, лещ, окунь, щука, сиг, лосось и др.). О. о. соединено Беломорско-Балтийским каналом с бассейнами Балтийского и Белого морей, Волго-Балтийским водным путём им. В. И. Ленина с бассейном Волги. Озеро имеет большое значение как во внутренних водных перевозках, так и внешних (бесперевалочная перевозка грузов в Финляндию, Швецию, Германию, Данию и др. страны). На О. о. — остров Кижи — музей-заповедник памятников народного деревянного зодчества. На берегах озера — гг. Петрозаводск, Кондопога, Медвежьегорск. (БСЭ) Сейши (франц., единственное число seiche), стоячие волны большого периода (от нескольких минут до десятков часов), возникающие в более или менее замкнутых водоёмах (морях, озёрах, заливах и пр.). С. — результат интерференции волн, возникших под действием внешней силы (резкого изменения атмосферного давления, ветра, сейсмических явлений и др.) и волн, отражённых от берегов бассейна. При С. происходит колебательное движение всей массы воды, причём всегда существует одна или несколько линий , в которых уровень не меняется; они называются узлами или узловыми линиями. С. могут быть одноузловыми (рис. 1), двухузловыми и т. д. с амплитудами от нескольких мм до нескольких м. Так, например, в Женевском озере амплитуда С. достигает 2 м с периодом более 1 ч, в Алжирской бухте наблюдаются С. с амплитудой до 1 м и периодом немногим более 1 мин, в Азовском море наблюдались С. с периодом до 23 ч и амплитудой 10—25 см. http://hibaratxt.narod.ru/sprav/onego/index2.html
Теперь понятно почему, Андрей, ты не приехал на сборище клуба в "Огурец" - ты ваял свой трактат! так бы сразу и сказал... Здорово! Зачетно!
Через окно и как резервный выход - задняя дверь. Вообще автомобили тонут достаточно долго...
Re: Бесов Нос 2008 Полная версия!С Удовольствием осилил
Приятно читать о Культовом месте от Первого лица! Спасибо зы: вот это повеселило:
Свободный штурман
Андрей, Как думаешь стоит ли попробовать лодочный мотор закрепить на задней (грузовой) двери пикапа.
мы так делали на "Треколе"...
Re: Бесов Нос 2008 Полная версия!Внезапно!
«Во время проведения археологических работ на восточном побережье Онежского озера (территория ландшафтного заказ- ника «Муромский») по плановой научной теме «Петроглифы Ка- релии» мною зафиксированы многочисленные вопиющие случаи вандализма на памятниках и нарушения режима содержания заказника… Это строки из обращения руководителя археологической экспедиции старшего научного сотрудника сектора археологии Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН Надежды Лобановой в Министерство культуры Республики Карелия. Подобные письма с просьбой принять меры по сохранению объектов ландшафтного заказника «Муромский» Надежда Валентиновна пишет много лет. Их получают в Министерстве культуры, Министерстве по природопользованию и экологии, других республиканских ведомствах. Ответы в основном формальны. А неконтролируемый дикий туризм тем временем приобретает все более угрожающие природе и памятникам масштабы. В заказник «Муромский» не продают путевок в турагентствах, сюда добираются кто как может: одни на джипах по бездорожью, другие по речке Черной, пользуясь услугами владельцев моторных лодок из окрестных деревень. Забредают сюда отдельные пешие туристы. Если очень захотеть, можно добраться до Бесова Носа и на велосипеде. В итоге на восточном берегу Онего, который, если судить по карте, должен быть безлюдным (сюда ведет всего один непролазный путь – из деревни Каршево, который и дорогой назвать невозможно), в летние месяцы бывает так же тесно, как на популярных южных курортах. Первые путешественники на джипах появились в заказнике «Муромский» в начале XXI века. «Когда-то, в 2003-м, пробив для автотуристической общественности (тут и далее под «авто» понимаю, конечно же, внедорожник) дорогу на «Муромский» и Бесов Нос, мне и в голову не могло прийти, что тем самым я положу начало новой эры для этих достопримечательностей. Плохо это или хорошо – вопрос второй…» – сообщает некто Андрей Форосенко из клуба любителей внедорожных путешествий «4x4» ( viewtopic.php?t=9379 ). Поверим Форосенко на слово: раз говорит, что он пробил путь, пусть так и будет, пока другие не оспаривают данный приоритет. Преодоление 17-километрового участка от деревни Каршево до онежского берега на внедорожниках с использованием лебедок, бензопил и прочих инженерных приспособлений занимает сегодня у джиперов в зависимости от марки автомобиля, сноровки и погодных условий от нескольких часов до суток, а иногда и более. В июне 2008 года тот же москвич Форосенко с третьей попытки пробил «автотуристической общественности» дорогу к Бесову Носу по другому, казалось бы, безнадежному маршруту – от Муромского монастыря через речку Муромку по озерной кромке до устья реки Черной. Вслед за «обезбашенным» Форосенко, владельцем внедорожника «Паджеро», тот же путь преодолел целый караван из джипов различных моделей и фирм. Через реки экипажи переправлялись на понтоне. В ландшафтном заказнике звенели пилы, валились деревья, устраивались пикники… И некому было слово упрека сказать автотуристам, что все это не совсем хорошо и законно. До Гакугского лесничества, где в ответе за каждое деревце, растущее в заказнике «Муромский», отсюда далековато. Штат там невелик – всего пять штыков, и те в основном завалены бумажной работой – планированием деятельности и отчетами. Некогда из конторы нос высунуть. Отчетные материалы о подвигах джиперов, появившиеся в Интернете, не остались незамеченными. К Бесову Носу потянулись новые экипажи. С каждым годом их становится все больше. Вот только пользы от этого ни природе ландшафтного заказника, ни туристической отрасли Карелии никакой. Джиперов не заботит хрупкий природный баланс, иногда они ведут себя подобно дикарям: расслабляются, как говорится, по полной, оставляя за собой горы мусора, разрушая дюны, устраивая, скажем, состязания по съезду с крутого песчаного склона в озеро (тому есть свидетели). Справедливости ради стоит отметить, что не все джиперы столь несознательны. В 2011 году в заказник прибыло 17 внедорожников из Москвы и Санкт-Петербурга. Их владельцы из сообщества автотуристов «Там, в России» (координатор Дмитрий Белоусов) решили провести в районе Бесова Носа и Муромского монастыря экологическую акцию по уборке мусора под названием «Проверено – там чисто». Благородная акция длилась один день. Пластиковые бутылки, пакеты сжигались на костре, что уже само по себе не вполне экологично, учитывая отравляющий состав дыма от горящего пластика. Впрочем, и то хорошо, поскольку иного способа утилизации раскиданного в заповедных уголках мусора, а тем более целостной системы его сбора в республике не существует. Мешки с негорючим мусором грузились на джипы и лодки и увозились. Администрация Пудожского района выделила мусоровоз и моторную лодку для вывоза хлама с Бесова Носа, предоставила мусорные пакеты и перчатки… Все бы хорошо, но говорят, что уже пару недель спустя побережье Онего в зоне заказника рядом с табличками «Проверено – там чисто» вновь было завалено мусором. И когда ждать следующей акции благородных джиперов – неизвестно. Итак, Надежда Лобанова написала очередное письмо в Министерство культуры. При этом, исходя из имеющегося опыта, она не слишком верит, что что-то удастся изменить к лучшему. Несколько лучше уже было. Так, например, республиканское госучреждение «Республиканский центр по охране объектов культурного наследия» (находится в структуре Минкульта) располагало ставкой инспектора по охране памятников. Эту вакансию в Муромском заказнике в 1998 году занял бывший директор совхоза «Онежский» из поселка Красноборский Пудожского района Владимир Палагичев. Ставший, по сути, главным охранителем петроглифов, он добросовестно тянул лямку – его еженедельные рейды по мысам заказника были весьма результативными. Однако в 2002 году ставку сократили. Остались бы петроглифы совсем без хозяина, но Палагичев сохранил корочку инспектора. И хотя срок ее действия давно истек, к помощи Палагичева и его всемогущего удостоверения иногда прибегают те же археологи, когда надобно напугать властью и призвать к порядку распоясавшихся нарушителей культурного и природоохранного законодательств. А в общем представляется, что для того, чтобы петроглифы Карелии стали туристической жемчужиной (таких жемчужин, по правде сказать, у нас пока не так уж много), нужно, чтобы идеей превращения Муромского заказника в музей под открытым небом заболел кто-то из властей предержащих. В качестве примера можно привести Кемеровскую область, где группа скал в нижнем Притомье испещрена наскальными рисунками. Там они называются писаницами. С благословения губернатора области Амана Тулеева там создан историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница». По сути, это несколько музеев, куда гости едут круглый год. В 1998 году «Томская писаница» стала победителем всероссийского конкурса «Музей года». В 2006 году музей посетило 58 тысяч человек, в 2007-м – 74 тысячи. И далее по нарастающей. А что же мы? Неужели нам нечем завлечь туристов кроме уникального бездорожья, режима вседозволенности, песни про то, как долго будет Карелия сниться, да долбаного «беса» с православным крестом? Сергей ХОХЛОВ Фото Игоря ГЕОРГИЕВСКОГО ftp://izdat.karelia.ru/gazeta_karelia/2 ... %E8%FF.pdf
Re: Бесов Нос 2008 Полная версия!Вполне справедливо написано. Процентов 95 людей, передвигающихся на полном приводе, представляют собой перманентно "синий" быдляк. Многократно был этому свидетелем и за свою нетерпимость к такой мразоте и их выходкам всегда один.
Это не более, чем популистическая пиаракция) Еще незабвенный профессор Преображенский говаривал: "Разруха не в клозетах, а в головах" (может не совсем по тексту). Вот с головы и надо начинать.
Сообщений: 13
• Страница 1 из 1
Вернуться в Экспедиции и походы Кто сейчас на конференцииСейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12 Если вы ищете надежное казино с богатым выбором игр и быстрыми выплатами, обратите внимание на сайт интернет-казино Vostok (обзор вы можете найти на https://hmkazinoru.com/casino/vostok-casino-review). Наш обзор казино Восток выделяет его приветственные бонусы, коллекцию из более чем 1800 игр и скорость вывода средств как ключевые преимущества. Это идеальный выбор для тех, кто ценит качество сервиса и широкий ассортимент развлечений. | |||||||||||||||||||